Просмотр работы

Номер работы13122.3.6.2020   Отозвать со II этапа
Наименование работыРабочая программа внеурочной деятельности «Азбука веры»
АвторОкшина Ирина Игоревна
АннотацияАннотация к программе  внеурочной деятельности
«Азбука веры »
- Рабочая    программа   по внеурочной деятельности для младших школьников       разработана  на основании основных нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации";
-  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009 N 373";
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены 29.12.2012г.);
Нормативно-правовую базу преподавания факультативных занятий составляют:
-  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации";
-  Постановление Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
-    Устав школы.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2013 г.).
Программа «Азбука православия» имеет общекультурную, духовно-нравственную направленность.  Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников. Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.
Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
Передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Материал программы организован на основе дидактических принципов, способствующих раскрытию православной культуры в соответствии с возможностями современных школьников. Это следующие принципы:
    Принцип обучения в атмосфере предмета. Его реализация предполагает создание в процессе обучения атмосферы увлеченности предметом, так как полноценное восприятие информации о православной культуре предполагает создание ситуации сопереживания этой информации.
    Принцип личностно - ценностного соответствия реализован в организации учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных ценностных ориентаций современных детей в целях формирования у них эмоционально-ценностных отношений к объектам православной культуры.  
    Принцип содержательных обобщений предполагает такую организацию материала, при которой учащиеся получают возможность постепенного, длительного эмоционального «вживания» в учебный материал. Развитие у школьников умений эстетического восприятия красивого сочеталось с развитием умений творческой деятельности: не только видеть красивое вокруг себя, но и создавать красивое самостоятельно. Развиваемые умения творческой деятельности (самостоятельных попыток создания красивого) постепенно подводят детей к осознанию сложности мироздания в силу необычайно разнообразных форм отраженной в нем красоты. Развиваемое эстетическое восприятие, способность переживать эстетические чувства в процессе собственного, пусть самого элементарного творчества, закладывает основу для осознания школьниками разумной взаимосвязи красоты и добра в мире, даёт возможность для решения задач нравственного воспитания и развития. Умение видеть и понимать красоту и целесообразность окружающего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка способна воспринять (сопережить) отражение духовной красоты в красоте окружающего мира при условии развития нравственных и эстетических чувств.
Для того, чтобы дети смогли полноценно воспринимать православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе использован такой материал, который дает основу для последовательного и систематического ознакомления школьников с отражением православной культуры средствами:
    изучения азбуки и связанных с буквами-символами основополагающих тем веры;
    изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
    литературного творчества;
    музыкального искусства.
Систематический перечень элементов урока: 1.Повторение и закрепление изученного на предыдущем уроке материала. 2. Определение темы и задач урока посредством проблемной ситуации.3. Чтение и слушание Евангелия и других книг Священного Писания. 4. Чтение и слушание жизнеописаний Святых (или фрагментов житийных текстов). 5. Рассказы о православных святынях (иконах, храмах и т.д.). 6. Рассказы и беседы о Богослужении Православной Церкви. 7. Рассказы и беседы о церковных праздниках, церковно-исторических событиях. 8. Душеполезные рассказы из святоотеческих книг (христианское нравоучение). 9. Рассказы и стихи из родной литературы, русские народные пословицы. 10. Рассказы и беседы о православных традициях и церковной культуре. 11. Практические занятия (рисование, прикладное искусство, репетиции к праздникам).12.Практическое решение ситуаций, подобных рассмотренным темам, встречающихся в повседневной жизни учащихся: в семье, в классе. 13. Выражение личного отношения к изучаемой теме преподавателя и учащихся. Отдельно взятый урок не обязательно будет содержать все эти элементы. Но при подготовке урока, чтобы раскрыть тему, нужно стараться максимально использовать их. Это поможет сделать занятия содержательными и интересными. Особенное внимание должно уделяться подготовке к церковным праздникам: Пасхе, Рождеству Христову, Дню славянской письменности и культуры (память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). Это также должны быть  экскурсии; встречи с родителями;  встречи с батюшкой; участие в Таинствах Православной Церкви;  участие в молебнах ( благословение детей и освящения здания на начало учёбы ,благодарственном по окончании учебы).
  Знакомство младших школьников со Священным Писанием может осуществляться по текстам адаптированной детской Библии. Чтение и обсуждение с учащимися библейских сюжетов углубляет восприятие описываемых событий, помогая понять, почему церковь на протяжении тысячелетий сохраняла память о нем, и какой нравственный урок каждый человек может извлечь из него. Знакомство с основами православной нравственности продолжается доступными для детей притчами Иисуса Христа или иллюстрируется евангельскими историями. Все это позволит перейти от эмоционального восприятия евангельских текстов к размышлению, рассуждению и выходу на самостоятельный духовно-нравственный выбор в определенной жизненной ситуации. Такие ситуации, в особенно близкой для детей стихотворной форме изложены в сборниках: «Азбука для православных детей» Н. Орловой и «Православная азбука» Е. Екимовой, которыми рекомендуется пользоваться для иллюстрации жизненных примеров связанных с возрастом младших школьников.
Большое внимание в содержании программы уделяется теме семьи. На примере историй о рождестве Богородицы, рождестве Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, их младенчестве и отрочестве ученик получает представление о благочестивой семье и благословенном роде.
Содержание программы связано с темой православного краеведения, которое предусматривает знакомство с историей создания древних и современных храмов, исторических памятников, появления святых источников.
  Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Срок реализации программы -1 год.
Продолжительность занятий:– 1 раз в неделю по 1 часу . В I классе – 33 учебных часа.
Занятия проводятся во внеурочное время .
Ведущей формой организации обучения является   групповая.
Цели программы:  
а) дать  понятие "человек" и осознание высоты предназначения человека;  
б) привить навык советоваться со своей совестью перед любым делом, желание жить по совести;
в) создать условия для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.
Задачи
образовательные:
-Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей, включающих понятия: совесть, душа, порядочность, нравственность, благодарность, вера надежда-любовь, род, семья,  Родина, имя, праздники, радость, внимание, талант, прощение.
-Передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Задачи развивающие:  
Вызвать  у  детей  интерес к полученным знаниям и желание практической реализации их.
Задачи воспитательные:
-Воспитание школьников как благочестивых граждан ответственных за свою жизнь, за жизнь  близких,  за судьбу России.
Ожидаемый результат реализации программы «Азбука православия».
Школьники, посещающие внеурочные занятия, станут добрее, сердечнее, доброжелательнее к людям. Они научатся отличать истину от лжи, пошлости предпочтут культуру.
Учащиеся станут мягче, сдержаннее, терпимее, внимательнее друг к другу приобретут духовный стержень. Они научатся размышлять над важными проблемами бытия, анализировать сложные жизненные ситуации и находить правильный выход из них.
А еще это будут достойные граждане своей страны, любящие Родину, готовые защитить ее в нужный момент.
Способы проверки знаний и умений:
•    проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;
•    участие воспитанников в праздниках, конкурсах и мероприятиях школы и города;
•    открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности
Структура курса для 1 класса (тематический план)
№    Наименование разделов    Количество часов
        
1    Изучение тем и основных понятий. Практические задания.    28
2    Праздничные мероприятия.    3
3    Экскурсии.    2
    ИТОГО:    33


ВведениеАз да буки.docx
Главы работы
Заключение
Приложения
Фотографии
Ссылка на видеоролик
Презентация работыПрезентация к программе Азбука веры.pdf
Ссылка на Яндекс.Диск
Рецензии светских учреждений
    Рецензии церковных учрежденийРецензия Окшина И.И. Брянская Епархия.pdf
    Скан титульного листатитульный лист.PDF
    Скан утверждённой программытитульный лист.PDF
    Эксперты
    Обратиться в техподдержку: n.npu@yandex.ru